ЕЩЁ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА


Данная статья отнюдь не претендует на исчерпывающее решение всех задач. В ней затронуты далеко не все проблемы, а лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются первостепенными. Эти проблемы возникли не сегодня. Они и старые и новые. Просто в наше время они наиболее обострились. Правда, нельзя не отметить то, что к художественному решению, к яркому показу на сцене были во все времена направлены усилия и талант самодеятельных и профессиональных балетмейстеров.

Для начала вспомним о двух формах существования танцевального фольклора: в их собственной среде и в сценическом искусстве. С быстро меняющимися условиями жизни и быта сельского населения как основного поставщика фольклора, стала уходить из быта и первая форма песенно-танцевального (плясового) фольклора. А за ней постепенно стала исчезать и форма репродуктирования, т.е. возврата их в быт.

С каждым днём мы всё с большим пониманием начинаем относиться к непреходящей ценности фольклора. Это наши корни и источник творческого поиска новых форм. Сегодня на первый план выходит, как способ сохранения фольклорных традиций, создание и показ сценических вариантов песенно-танцевального фольклора не в быту, а на сцене. Старая форма в том виде, в котором танцевальный фольклор существовал многие десятилетия, просто повторяясь, год от года на традиционных праздниках, как Святки, Рождество, на Егория, летний Купала, Троица, как-бы не было нам жалко – обречено на забвение. Без трансформации и приближения к сегодняшнему времени, без режиссуры и театрализации он чистом виде будет мало востребован.
8-800-2000-019
звонок бесплатный

Санкт-Петербург,
Набережная канала Грибоедова, 99

info@horeograf.spb.ru
КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ


В. Г БУТЫРКИН
(МОСКВА)
Стоит ли сейчас заниматься репродуктированием старого?
Да! И ещё раз, Да! Время неумолимо.
Стареют и уходят старожилы этих мест, которые могли бы рассказать и показать бытующие песни и танцы, игры, музыкальные наигрыши.
Да! Потому что найдётся немало русских людей, которые хотели бы сохранить песенно-танцевальную культуру в чистоте, хотя бы потому, что это явление нашей культуры должно жить. Мы и так слишком много
утратили из наследия наших предков, чтобы разбрасываться тем, что
Да! Потому что народное творчество не представляет собой нечто застывшее, неизменное на все времена. Передаваемое из поколения в поколение, с годами оно постепенно меняется, обогащаясь новыми элементами, интерпретируется на базе сохранившегося фольклорного материала. Нужно только приветствовать всех энтузиастов фольклористов сохраняющих наши корни песенно-танцевального творчества.
Насчитывается довольно большая группа руководителей, признающих только ауэнтетику, то есть сохранить всё в неизменном виде. Но ведь для этого, чтобы сохранить фольклор, его надо вначале изучить как можно точнее. Вот здесь-то и важна подробная фиксация материала. Очень важно перенять характер и манеру исполнения той местности, где эта традиция существует. Это не так просто. Иногда, даже при повторении одного и того же танца исполнители привносят что–то своё, индивидуальное, новое, неповторимое, не говоря уже о новом составе исполнителей. В этом случае необходимо записать по возможности все варианты исполнения.

Другая группа руководителей стоит за реставрацию танцевального фольклора с новыми участниками коллектива. Здесь ценным является то, что, опираясь в основном на молодых исполнителей реконструируются танцы, целые обряды, тем самым продляя жизнь традиционным песням, танцам, играм.

Есть еще одна группа руководителей.которые самодеятельных и профессиональных руководителей которые строит свою творческую деятельность на принципах художественной обработки и разработки танцевального материала с сохранением в большей или меньшей мере фольклорной его первоосновы – это ещё один шаг к современному прочтению танцевального фольклора. В этом случае, на первый план выступает талант и умение хореографа использовать фольклорный материал, как материал для творческого процесса, как основную базовую часть для создания нового хореографического произведения.

Можно выделить ещё одну отдельную группу выдающихся профессиональных балетмейстеров, создающих авторские хореографические произведения на основе фольклора и создающих свои стилевые направления в области народной хореографии. Их не так много. Это люди, наделённые особым даром и обладающие особым талантом: Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Надежда Надеждина, Павел Вирский, Михаил Годенко.

Думаю, никто не будет оспаривать тот факт, что большую роль в изучении фольклорного материала играют концертные выступления фольклорных коллективов, ансамблей народного танца, фестивали и конкурсы. Но что происходит дальше? Все выступления закончились, коллективы получили свои награды и разъехались по домам. Даже, если и проводятся иногда круглые столы с руководителями коллективов, где происходит разбор программ, всё равно, без практической стороны это малоэффективно. Вот и получается, что все эти фестивали и конкурсы проходят ради отчётности руководителя за израсходованные средства перед своей администрацией, диплома подтверждающего звания (образцовый или народный) коллектива или получения более высокого разряда и категории руководителя.

Нельзя сказать, что в этой области ничего не делается. Делается, но как-то вяло и недостаточно. Много ли мы увидели новых достойных работ сценической обработки русского танцевального фольклора? Ответ очевиден. Очень мало. Незнание фольклора приводит к тому, что между фольклорным танцем и профессиональным всё больше происходит разрыв. Из репертуара самодеятельных и профессиональных ансамблей народного танца, по той же причине, уходит лексика русского народного танца, лиризм, душевность, оригинальность, импровизация, а затем характер, манера исполнения. На первый план приходит голая техника исполнителя, композиционные штампы и, в конце концов, растворяемся
в общей многоголосице окружающего нас мира. А с этим мириться нельзя. Надо танцевать одухотворённо, от души, ярко, образно, по-русски.
Всем нам хотелось бы, конечно, демонстрировать навыки владения разными региональными особенностями того или иного фольклорного
образца истинно русского фольклора, но для этого необходимо личное участие в фольклорных экспедициях по всей матушке России или глубокое изучение материала. Я подчёркиваю, истинный плясовой фольклор, а не надуманный или придуманный кем-то. Сейчас наступила острая необходимость собрать, изучить и сохранить быстро уходящий в бытиё танцевальный фольклор по всем регионам России. Выявить носителей фольклора и от них через практические занятия изучить характер, манеру исполнения лексического материала той или другой местности, научить тех энтузиастов, которые дальше будут учить студентов средних и высших учебных заведений, а затем уже они понесут эти знания дальше.

При подведении итогов прошедших фестивалях-конкурсах различного уровня мы, как члены жюри, с большим удовольствием отмечаем возросшую технику исполнения у участников коллективов, культуру исполнения, появление новых хороших балетмейстерских работ и с сожалением отмечаем тот факт, что постановок, опирающихся на традицию, на ауэнтичный материал, становится всё меньше и меньше.
Да и достойных работ сценической обработки фольклорного танцевального материала тоже не густо.
Возникает ещё одна проблема. А кто этому будет учить дальше? О возможности совершенствования учебного процесса в развитии русского народного танца для дальнейшего приобщения его к высокой русской и мировой хореографической культуре неоднократно говорили в своих статьях и книгах Климов А.А., Борзов А.А., Мурашко М.П., Шилин А.И., Богданов Г.Ф., Заикин Н.И., Гвоздева Т.Н., Фурман О.Ю., Стадник Ю.А. Одной из самых больших проблем для педагогов и руководителей фольклорных коллективов является отсутствие или слабая информация по тем или иным региональным особенностям в области истинно русского фольклорного танца. Только поиск и ещё раз поиск бытовавших в данной местности песен, танцев, музыкальных наигрышей, обрядов, возрождение их через призму сегодняшнего времени, принесёт положительные результаты. Необходимо, если хотите, выработать стратегию сохранения и развития русского народного танца, внести нужные коррективы, придать этой работе нужный импульс.

Для реализации этой задачи нужен костяк ведущих хореографов не только в Москве, Санкт- Петербурге, а так же и молодых специалистов из различных регионов России. Для этого необходимо планировать работу, заложив определённые традиции. Нужны более тесные контакты с регионами для обмена опытом, изучения и сохранения областных особенностей русского народного танца.

Объединение всех усилий специалистов – общая задача. Необходимо сохранить и приумножить всё хорошее, накопленное. Эти задачи не должны решаться изолированно от регионов. Необходимо общее желание работать вместе, специалистов, неравнодушных за развитие русского народного танца на современном этапе. А для этого нужен координирующий центр, куда бы стекалась вся информация о русском танцевальном фольклоре , и куда можно было бы обратиться за интересующим вас материалом.

У нас же есть Государственный республиканский центр Русского фольклора. Почему бы ему не расширить объём работы и создать филиалы с привлечением специалистов из МГУКИ, института им. М. М. Ипполитова-Иванова, имени Гнесиных , фольклористов из Санкт-Петербурга, да и других учебных заведений из разных регионов России. Для этого нужна трудовая карьерная мотивация. Необходимо двигаться дальше последовательно и поэтапно.

Не могу не отметить большие подвижки в этом вопросе со стороны Государственного Российского дома народного творчества имени Поленова вселяющие уверенность активизации в процессе обучения русского фольклорного танца.

Подготовка новых кадров для будущих поколений в соответствии с новыми стандартами – вот основная задача. Необходимо сохранить генофонд русской народной хореографии, на основе которой будут создаваться новые высокохудожественные хореографические произведения. Практические мастер-классы помогут руководителям коллективов в освоении характера и манеры исполнения фольклорных танцев различных регионов России. Для начала хочется привести высказывание о русском фольклорном танце главного балетмейстера Государственного Академического хора имени Пятницкого Т.А. Устиновой , которая в своей книге «Фольклорные танцы Тверской земли» пишет : « Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом , который надо терпеливо искать, найдя – тщательно отшлифовать и затем уже возвратить народу» .*
Такую же мысль высказывает и Надежда Надеждина…» Художник в области народного искусства должен помнить три условия: любить народ, любить народное искусство, уметь видеть его глазами поэта».**

Сохранение танцевальных традиций и органичное включение их в современную хореографическую культуру- важнейшая задача всех балетмейстеров самодеятельных и профессиональных коллективов. Эти слова могут явиться своего рода программой действия хореографов , которые своим пониманием фольклорных первоисточников, умением работать с ними, создадут новые высокохудожественные произведения. Творчество – это всегда поиск и фантазия!!! Чего я Вам всем сегодня и пожелаю!
Бутыркин В.Г
Заслуженный работник культуры РФ
Доцент кафедры « Народное пение» ГМПИ Ипполитова –Иванова , эксперт- хореограф ,член Главной аттестационной комиссии Министерства культуры Московской области , руководитель Международного центра русского танца имени А. Борзова

Литература
Татьяна Устинова « Фольклорные танцы Тверской земли» Тверь 2002,стр.27*
Надеждина Н. Танцует «Берёзка» - Москва., 1967-с.17**

веками собиралось русским народом по крупицам.

ЕЩЁ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА


Данная статья отнюдь не претендует на исчерпывающее решение всех задач. В ней затронуты далеко не все проблемы, а лишь те из них, которые, на мой взгляд, являются первостепенными. Эти проблемы возникли не сегодня. Они и старые и новые. Просто в наше время они наиболее обострились. Правда, нельзя не отметить то, что к художественному решению, к яркому показу на сцене были во все времена направлены усилия и талант самодеятельных и профессиональных балетмейстеров.

Для начала вспомним о двух формах существования танцевального фольклора: в их собственной среде и в сценическом искусстве. С быстро меняющимися условиями жизни и быта сельского населения как основного поставщика фольклора, стала уходить из быта и первая форма песенно-танцевального (плясового) фольклора. А за ней постепенно стала исчезать и форма репродуктирования, т.е. возврата их в быт.

С каждым днём мы всё с большим пониманием начинаем относиться к непреходящей ценности фольклора. Это наши корни и источник творческого поиска новых форм. Сегодня на первый план выходит, как способ сохранения фольклорных традиций, создание и показ сценических вариантов песенно-танцевального фольклора не в быту, а на сцене. Старая форма в том виде, в котором танцевальный фольклор существовал многие десятилетия, просто повторяясь, год от года на традиционных праздниках, как Святки, Рождество, на Егория, летний Купала, Троица, как-бы не было нам жалко – обречено на забвение. Без трансформации и приближения к сегодняшнему времени, без режиссуры и театрализации он чистом виде будет мало востребован.
8-800-2000-019
звонок бесплатный

Санкт-Петербург,
Набережная канала Грибоедова, 99

info@horeograf.spb.ru
КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ


В. Г БУТЫРКИН
(МОСКВА)
Стоит ли сейчас заниматься репродуктированием старого?
Да! И ещё раз, Да! Время неумолимо.
Стареют и уходят старожилы этих мест, которые могли бы рассказать и показать бытующие песни и танцы, игры, музыкальные наигрыши.
Да! Потому что найдётся немало русских людей, которые хотели бы сохранить песенно-танцевальную культуру в чистоте, хотя бы потому, что это явление нашей культуры должно жить. Мы и так слишком много утратили из наследия наших предков, чтобы разбрасываться тем, что веками собиралось русским народом по крупицам.
Да! Потому что народное творчество не представляет собой нечто застывшее, неизменное на все времена. Передаваемое из поколения в поколение, с годами оно постепенно меняется, обогащаясь новыми элементами, интерпретируется на базе сохранившегося фольклорного материала. Нужно только приветствовать всех энтузиастов фольклористов сохраняющих наши корни песенно-танцевального творчества.
Насчитывается довольно большая группа руководителей, признающих только ауэнтетику, то есть сохранить всё в неизменном виде. Но ведь для этого, чтобы сохранить фольклор, его надо вначале изучить как можно точнее. Вот здесь-то и важна подробная фиксация материала. Очень важно перенять характер и манеру исполнения той местности, где эта традиция существует. Это не так просто. Иногда, даже при повторении одного и того же танца исполнители привносят что–то своё, индивидуальное, новое, неповторимое, не говоря уже о новом составе исполнителей. В этом случае необходимо записать по возможности все варианты исполнения.

Другая группа руководителей стоит за реставрацию танцевального фольклора с новыми участниками коллектива. Здесь ценным является то, что, опираясь в основном на молодых исполнителей реконструируются танцы, целые обряды, тем самым продляя жизнь традиционным песням, танцам, играм.

Есть еще одна группа руководителей.которые самодеятельных и профессиональных руководителей которые строит свою творческую деятельность на принципах художественной обработки и разработки танцевального материала с сохранением в большей или меньшей мере фольклорной его первоосновы – это ещё один шаг к современному прочтению танцевального фольклора. В этом случае, на первый план выступает талант и умение хореографа использовать фольклорный материал, как материал для творческого процесса, как основную базовую часть для создания нового хореографического произведения.

Можно выделить ещё одну отдельную группу выдающихся профессиональных балетмейстеров, создающих авторские хореографические произведения на основе фольклора и создающих свои стилевые направления в области народной хореографии. Их не так много. Это люди, наделённые особым даром и обладающие особым талантом: Игорь Моисеев, Татьяна Устинова, Надежда Надеждина, Павел Вирский, Михаил Годенко.

Думаю, никто не будет оспаривать тот факт, что большую роль в изучении фольклорного материала играют концертные выступления фольклорных коллективов, ансамблей народного танца, фестивали и конкурсы. Но что происходит дальше? Все выступления закончились, коллективы получили свои награды и разъехались по домам. Даже, если и проводятся иногда круглые столы с руководителями коллективов, где происходит разбор программ, всё равно, без практической стороны это малоэффективно. Вот и получается, что все эти фестивали и конкурсы проходят ради отчётности руководителя за израсходованные средства перед своей администрацией, диплома подтверждающего звания (образцовый или народный) коллектива или получения более высокого разряда и категории руководителя.

Нельзя сказать, что в этой области ничего не делается. Делается, но как-то вяло и недостаточно. Много ли мы увидели новых достойных работ сценической обработки русского танцевального фольклора? Ответ очевиден. Очень мало. Незнание фольклора приводит к тому, что между фольклорным танцем и профессиональным всё больше происходит разрыв. Из репертуара самодеятельных и профессиональных ансамблей народного танца, по той же причине, уходит лексика русского народного танца, лиризм, душевность, оригинальность, импровизация, а затем характер, манера исполнения. На первый план приходит голая техника исполнителя, композиционные штампы и, в конце концов, растворяемся
в общей многоголосице окружающего нас мира. А с этим мириться нельзя. Надо танцевать одухотворённо, от души, ярко, образно, по-русски.
Всем нам хотелось бы, конечно, демонстрировать навыки владения разными региональными особенностями того или иного фольклорного
образца истинно русского фольклора, но для этого необходимо личное участие в фольклорных экспедициях по всей матушке России или глубокое изучение материала. Я подчёркиваю, истинный плясовой фольклор, а не надуманный или придуманный кем-то. Сейчас наступила острая необходимость собрать, изучить и сохранить быстро уходящий в бытиё танцевальный фольклор по всем регионам России. Выявить носителей фольклора и от них через практические занятия изучить характер, манеру исполнения лексического материала той или другой местности, научить тех энтузиастов, которые дальше будут учить студентов средних и высших учебных заведений, а затем уже они понесут эти знания дальше.

При подведении итогов прошедших фестивалях-конкурсах различного уровня мы, как члены жюри, с большим удовольствием отмечаем возросшую технику исполнения у участников коллективов, культуру исполнения, появление новых хороших балетмейстерских работ и с сожалением отмечаем тот факт, что постановок, опирающихся на традицию, на ауэнтичный материал, становится всё меньше и меньше.
Да и достойных работ сценической обработки фольклорного танцевального материала тоже не густо.
Возникает ещё одна проблема. А кто этому будет учить дальше? О возможности совершенствования учебного процесса в развитии русского народного танца для дальнейшего приобщения его к высокой русской и мировой хореографической культуре неоднократно говорили в своих статьях и книгах Климов А.А., Борзов А.А., Мурашко М.П., Шилин А.И., Богданов Г.Ф., Заикин Н.И., Гвоздева Т.Н., Фурман О.Ю., Стадник Ю.А. Одной из самых больших проблем для педагогов и руководителей фольклорных коллективов является отсутствие или слабая информация по тем или иным региональным особенностям в области истинно русского фольклорного танца. Только поиск и ещё раз поиск бытовавших в данной местности песен, танцев, музыкальных наигрышей, обрядов, возрождение их через призму сегодняшнего времени, принесёт положительные результаты. Необходимо, если хотите, выработать стратегию сохранения и развития русского народного танца, внести нужные коррективы, придать этой работе нужный импульс.

Для реализации этой задачи нужен костяк ведущих хореографов не только в Москве, Санкт- Петербурге, а так же и молодых специалистов из различных регионов России. Для этого необходимо планировать работу, заложив определённые традиции. Нужны более тесные контакты с регионами для обмена опытом, изучения и сохранения областных особенностей русского народного танца.

Объединение всех усилий специалистов – общая задача. Необходимо сохранить и приумножить всё хорошее, накопленное. Эти задачи не должны решаться изолированно от регионов. Необходимо общее желание работать вместе, специалистов, неравнодушных за развитие русского народного танца на современном этапе. А для этого нужен координирующий центр, куда бы стекалась вся информация о русском танцевальном фольклоре , и куда можно было бы обратиться за интересующим вас материалом.

У нас же есть Государственный республиканский центр Русского фольклора. Почему бы ему не расширить объём работы и создать филиалы с привлечением специалистов из МГУКИ, института им. М. М. Ипполитова-Иванова, имени Гнесиных , фольклористов из Санкт-Петербурга, да и других учебных заведений из разных регионов России. Для этого нужна трудовая карьерная мотивация. Необходимо двигаться дальше последовательно и поэтапно.

Не могу не отметить большие подвижки в этом вопросе со стороны Государственного Российского дома народного творчества имени Поленова вселяющие уверенность активизации в процессе обучения русского фольклорного танца.

Подготовка новых кадров для будущих поколений в соответствии с новыми стандартами – вот основная задача. Необходимо сохранить генофонд русской народной хореографии, на основе которой будут создаваться новые высокохудожественные хореографические произведения. Практические мастер-классы помогут руководителям коллективов в освоении характера и манеры исполнения фольклорных танцев различных регионов России. Для начала хочется привести высказывание о русском фольклорном танце главного балетмейстера Государственного Академического хора имени Пятницкого Т.А. Устиновой , которая в своей книге «Фольклорные танцы Тверской земли» пишет : « Фольклорный танец в наши дни является тем алмазом , который надо терпеливо искать, найдя – тщательно отшлифовать и затем уже возвратить народу» .*
Такую же мысль высказывает и Надежда Надеждина…» Художник в области народного искусства должен помнить три условия: любить народ, любить народное искусство, уметь видеть его глазами поэта».**

Сохранение танцевальных традиций и органичное включение их в современную хореографическую культуру- важнейшая задача всех балетмейстеров самодеятельных и профессиональных коллективов. Эти слова могут явиться своего рода программой действия хореографов , которые своим пониманием фольклорных первоисточников, умением работать с ними, создадут новые высокохудожественные произведения. Творчество – это всегда поиск и фантазия!!! Чего я Вам всем сегодня и пожелаю!
Бутыркин В.Г
Заслуженный работник культуры РФ
Доцент кафедры « Народное пение» ГМПИ Ипполитова –Иванова , эксперт- хореограф ,член Главной аттестационной комиссии Министерства культуры Московской области , руководитель Международного центра русского танца имени А. Борзова

Литература
Татьяна Устинова « Фольклорные танцы Тверской земли» Тверь 2002,стр.27*
Надеждина Н. Танцует «Берёзка» - Москва., 1967-с.17**