ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА...
Во поле березка стояла…

Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени его создателя Надежды Сергеевной Надеждиной -
одна из священных живых легенд России.

Народная артистка СССР Надежда Сергеевна Надеждина (1904-1979) - выдающаяся танцовщица, хореограф, педагог, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Созданный ею уникальный стиль в искусстве танца, плавно скользящий хоровод - это зримая танцевальная мелодия России, новое направление в мировой истории танца, а сама Надеждина - истинное национальное достояние России.

Бросим же сегодня взгляд к истокам жизни великого хореографа и процессам ее формирования.

Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия – Бруштейн) родилась 21 мая (3 июля) 1904 года в Вильно (Вильнюсе) в интеллигентной семье. Мать Надеждиной –Александра Яковлевна Бруштейн - талантливая писательница, автор популярной трилогии «Дорога уходит в даль». Отец-Сергей Александрович Бруштейн - был прекрасным врачом, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР, одним из виднейших физиотерапевтов страны, дед - Яков Иехильевич Выгодский был также врачом и общественным деятелем, депутатом польского сейма. Он погиб в застенках вильнюсского гетто. Так что, перелистывая книгу Н.С. Надеждиной, мы встречаемся и с ее трагическими страницами.

В школе юная Надя прекрасно училась по всем предметам, очень много читала, интересовалась искусством, театром и танцами. Её способности были настолько прекрасными и интересными, а интересы такими разносторонними, что казалось, что она могла бы преуспеть в любой профессии: гуманитарного, художественного или технического профиля. Но призвание девочки уже давно давало о себе знать, и, ведомая огромным желанием постичь искусство танца, еще совсем юная Надя в 1918 г. поступает во Вторую государственную школу Петрограда, где она обучалась до 1924 года. Ей повезло - судьба воистину хранила и направляла ее.

Педагогами Нади стали А.Я Ваганова, Н.Г. Легат, в недавнем прошлом премьеры императорского Мариинского театра, владевшие всеми сокровищами танца. И восторженная Надежда, вдохновленная своей пробуждающейся гениальностью и страстной любовью к танцу, буквально круглосуточно овладевала его искусством. По вечерам девочка посещала Мариинский театр и каждый спектакль производил на нее неизгладимое впечатление. Танец крепко держал ее в своих объятиях, стимулируя к вдохновленной и упорной работе. И еще, будучи ученицей, Надежда не только овладевала техникой танца, но и стремилась постичь смысл каждого движения и его сочетания с другими. Ей удалось еще в школьные годы понять смысл каждой танцевальной фразы и глубокую одухотворенность танца, свойственную русской школе. Здесь было заложено ее будущее. И принципиальный взгляд великого педагога А.Я Вагановой уже угадывал ее будущую балетмейстерскую карьеру. Сразу после экзамена юная балерина была приглашена в Большой театр в Москву. Здесь хотелось бы отметить, что параллельно с балетной школой Надежда сдала экзамен в коммерческой школе г. Выборга. Это говорит также об организаторских и административных способностях Надеждиной, ставших полезными в ее будущей деятельности.
Она с восторгом окуналась в жизнь Большого театра, знакомилась с его волшебным балетным миром. Помимо актёрского самовыражения, это была ещё одна школа по изучению и освоению шедевров классического репертуара, составляющих первооснову танцевального искусства и являющихся достоянием мировой хореографии.

Артистка балета Надеждина имела огромный успех у публики и у своих коллег, с восторгом смотревших её выступления. Она очень любила балет «Лебединое озеро»,
в котором танцевала испанский, венгерский танцы и мазурку, прекрасно передавая колорит танца разных национальностей. В «Коньке –Горбунке» она исполняла славянский и украинский танцы, в «Дон Кихоте» -виртуозное огненное фанданго, а в «Баядерке» - танец с лилиями.

В это время был поставлен, пользовавшийся большим успехом, балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором ей была поручена экзотическая роль Малайки. И одним из любимейших танцев Надеждиной был блистательно исполняемый ею знаменитый панадерос в балете А. Глазунова «Раймонда». Конечно, Надеждина была не из тех танцовщиц, которые после исполнения своего номера уходили со спектакля. Она всегда оставалась за кулисами, наблюдая за всеми исполнителями, и знала наизусть все знаменитые спектакли. И эти знания являли её большую хореографическую культуру, так пригодившуюся ей в её будущей деятельности хореографа.
Она хорошо знала и высоко чтила все произведения великого Мариуса Петипа. И танцуя панадерос в его «Раймонде», безусловно, следила за скользящей на па-де-бурре знаменитой вариации Раймонды и, возможно, помнила о ней, создавая в будущем свой знаменитый хоровод с его плавной льющейся кантиленой.

Надеждину интересовали все формы танца и с 1931 года она выступила также на эстраде, а потом заведовала балетным отделением Московской эстрады и параллельно сочиняла свои собственные танцы. Призвание хореографа напоминало о себе, и она бралась за очень сложную работу. К примеру, работала балетмейстером в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в её хореографических миниатюрках тоже преобладала военная тематика. Она ставила танцы в агитбригадах и вместе с ними выезжала с концертами на фронт.

Одним из лучших концертных номеров был хореографический плакат «Фрицы». Храбрости и выносливости ей было не занимать. Жизнь диктовала свои условия, а она с готовностью принимала их, и в своём творчестве одерживала своеобразную победу над всеми трудностями.
8-800-2000-019
звонок бесплатный

Санкт-Петербург,
Набережная канала Грибоедова, 99

info@horeograf.spb.ru
Знаки Судьбы и произведения всегда являлись на её пути и определяли её творчество. Помимо большой культуры, способствовавшей глубине и виртуозности её творчества, Надеждина в области танца была настоящим большим учёным. Она ездила по деревням русского Севера, где в народе всегда хранились пластические перлы народного танца. Она была настоящим поисковиком и искала танцевальные драгоценности, как старатели ищут золотые жилы или каменных дел мастера - нужные им породы. Затем она обрабатывала найденный материал, который использовала в своих танцевальных шедеврах. Это была настоящая научно-исследовательская работа.

… Однажды Судьба дала ей в руки старинную литографию, на которой она увидела хоровод девушек, держащих в руках веточки берёзы. Эта внезапная встреча сразу же, как она считала, изменила всю её жизнь и подтолкнула к открытию, которое внутренне уже созрело в её творческом ощущении или, как отмечали критики тех лет, она поймала свою «синюю птицу».

Это было интуитивное, почти мистическое открытие Надеждиной лейтмотива своего творческого стиля, «плывущего шага». В истории танца это открытие можно сравнить с изобретением Марии Тальони танца на пуантах, что коренным образом изменило всю стилистику классического танца. И в сознании Надеждиной уже рождались образы нового танца…

Тут Судьба вновь подала свой знак. В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) требовался специалист для постановки танцев. И Надеждина с большой готовностью взялась за предложенную ей работу. На это нужно было особое мужество.
В течении нескольких лет она ездила из Москвы в Калинин, преодолевая все неудобства и усталость, как будто помня изречение Святого благородного князя Александра Невского, что «ЖИЗНЬ –ЭТО НЕ УВЕСЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГУЛКА, А РАТНЫЙ ПОДВИГ».
Для Надеждиной жизнь в творчестве всегда была ратным подвигом. И потом эта трудоемкая, но очень благодатная работа вознаграждена сторицей.

Именно в это время ею был создан знаменитый девичий хоровод, который впервые исполнили девушки-колхозницы, участницы художественной самодеятельности. Это было настоящее, дотоле невиданное чудо. А окрыленная успехом Надеждина стала мечтать о собственной профессиональной труппе, где она могла бы осуществить свои творческие замыслы, которых в её сознании накопилось так много за прожитые годы. И внутренне она была готова к их осуществлению.

Надеждина бесконечно любила рафинированные березовые аллеи Павловского парка и великой созидательнице танца наверняка чудилось, как эти стройные аллеи неслышно сдвинутся с места при закатном солнце и начнут рисовать танцевальные узоры. А в памяти её звучал старинный вальс «Березка» с его задушевными поэтическими словами: «И в песнях березку невестой зовём…». Девичий хоровод также неслышно стал переливаться турами вальса. А березки-невесты, слегка пританцовывая на ветру, протягивали косы. Так, постепенно рождались образы её танцев. Старинный вальс «Березка» в искусстве Надеждиной тоже обрёл свой зримый образ.

Большую моральную поддержку и помощь добрыми советами ей оказал её супруг Владимир Васильевич Лебедев - талантливый художник-график. Этот замечательный человек всегда поддерживал в их доме необыкновенно творческую атмосферу, способствующую творчеству любимой супруги. Владимир Васильевич в своё время был одним из основателей «Окон Роста», был сотрудником «Сатирикона». А в далёком 1924 году в Петрограде в издательстве «Госиздат» был создан детский отдел, находившийся на Невском проспекте в здании нынешнего Дома книги. А позже на базе этого отдела было создано издательство «Детгиз», в котором литературным редактором был С.Я. Маршак, а художественным - В.В. Лебедев. Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграли эти два мастера в области издания детской книги, и миллионы детей были воспитаны плодами их бесценного творчества. Надежда Сергеевна всегда живо интересовалась работой своего супруга. В этой благодатной семейной атмосфере рождались новые творческие идеи.

Березовые леса продолжали убегать вдаль…Звучали задушевные мелодии… «А за лесом, где закат дымится, расцвела певунья-кружевница…» и плелись диковинные танцевальные узоры, всё виртуознее и виртуознее становилось сценическое кружево танца. Перед глазами возникали узоры знаменитых северных вологодских кружев… Вот они - танцевальные новеллы «Узоры», «Прялица», «Северное сияние», изливающие свой несказанный свет, «Лебёдушка», «Сибирская сюита», живописная миниатюра «На осенней ярмарке», исполненная доброго юмора «Топотуха» и, конечно же, пластически виртуозные, изящные и вечные русские мотивы в новеллах «Тройка», «Карусель».

Привлек внимание Надеждиной и старинный русский фарфор со своими живописными миниатюрами. Она подолгу рассматривала рисунки на фарфоровых изделиях: от редкостных изысканных цветов до обычных бытовых сценок. На фарфоре ее всегда привлекали сценки народного быта, как на полотнах малых голландцев. И вот появляется её фарфоровый триптих - «Русский фарфор». Это был удивительный, многоликий танцующий фарфор. Явление совершенно уникальное.

Н.С. Надеждина создала более 40 произведений. Её слава гремела по всему миру, развивался и коллектив. Сначала он был чисто женским, потом она решила пригласить танцовщиков-мужчин, что расширило её творческие возможности и позволило создавать дуэтные танцы.

Но в жизни было много трудностей. Случилось так, что распался её брак с В.В. Лебедевым. Её второй муж - Георгий Анатольевич Орвид - музыкант, трубач, профессор Московской консерватории - был недолгое время также директором Большого театра. Пути господни воистину неисповедимы. Работа шла, у ансамбля был уже свой оркестр русских народных инструментов. Но и время шло тоже. Несмотря на энергию и выносливость, близилось 75-летие великой создательницы уникального искусства.

В течении своей творческой жизни Надежда Сергеевна всегда внимательно приглядывалась к людям. Ей нужно было пополнение труппы. Надеждина смотрела всюду, ведь никогда не знаешь, где найдешь тот творческий человеческий материал, который нужен именно ей, который можно было бы воспитать в специфике её танца. Она действительно смотрела повсюду, но всегда имела в виду хореографическое училище Большого театра. Она знала цену профессионализму, знанию танца, танцевальной культуре, без которой не обойтись…И вот однажды она заметила одну девушку «особенную», как будто созданную для её искусства.

Это была Мира Михайловна Кольцова. У нее была внешность русской красавицы, о которой могли бы мечтать живописцы. Голубоглазая, с длинной косой пшеничного цвета, её движения были какими-то особенно пластичными, задушевными, необходимыми для искусства хорового танца. Девушка была очень музыкальной. В детские годы она пела в «пионерской» опере. Мира Михайловна Равичер, но как ей шла фамилия Кольцова!

В её лике и движении как будто отсвечивали звуки стихов великого народного поэта Кольцова, певшего о цветущих лугах России с их высокой шелковой травой и белыми ромашками, этими изящными лесными «балеринками», которые под нежный перезвон колокольчиков и ландышей танцуют свой восхитительный танец-огромный кордебалет их ромашек в белых «пачках», которые им смастерила великая художница Природа. А бесконечные поля голубых незабудок напоминают лазоревые капли небесной росы и прекрасные глаза Миры Кольцовой. Надежда Сергеевна любила помечтать. И, возможно, эти картины природы отражались в ее воображении. Но ей предстояло убедить Миру пойти в её ансамбль. Ведь, что и говорить, любая девушка, тем более такая необыкновенная, мечтает после выпуска пойти в Большой театр и это вполне естественно. Но и Мире Кольцовой тоже видимо была предопределена Судьба, которую было важно встретить еще совсем в юном возрасте. И Мира пошла в ансамбль «Березка», где сразу стала ведущей солисткой и вскоре главной помощницей художественного руководителя. Молодая танцовщица быстро освоила сложные мотивы «надеждинского» танца. Им повезло обеим и Надеждиной, и Кольцовой - они нашли друг друга.

Надежда Сергеевна, более тридцати лет руководившая своим детищем, окончила свой земной путь 11 октября 1979 года. Она обрела свой покой на Новодевичьем кладбище в Москве с могилой матери, которая наверняка довольна выбором своей дочери и её блистательной карьерой.

Мире Михайловне Кольцовой предстояла многотрудная задача сохранить и продолжить дела своей наставницы, своей духовной матери. Сегодня Мира Михайловна Кольцова- народная артистка СССР, Украины и Республики Северная Осетия-Алания, прекрасный руководитель, педагог, профессор, воспитавшая целую плеяду замечательных танцовщиц. Сама Мира Михайловна говорит: «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину. Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы».

И Кольцова воистину является достойной преемницей и наследницей великой Надеждиной. Она бережно хранит её шедевры и развивает её традиции, создавая собственные замечательные произведения. Она тоже любит природу всех времён года. Богатством цветовых красок золотой осени светится её «Осенний хоровод». Певуньи-кружевницы плетут свои замысловатые пластические кружева в хороводе «Кружевницы». Буквально всеми цветами радуги расцвечивается хоровод «Радуга», нежный звон слышится в хороводе «Колокольцы», задумчиво и игриво взывает «Хохломская скамейка». Хореографическая картина «Петрушка» повествует о бессменном герое русского ярморочного искусства и к чувствам патриотизма взывает хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается».

Как всегда, ансамбль «Берёзка» гастролирует по всему миру и имеет восторженную прессу. Он – символ России и посланец мира. Ещё в 1959 году Совет сторонников мира присудил «Берёзке» золотую медаль, которую можно трактовать во всех смыслах, и которая и по сей день излучает свой драгоценный свет великого искусства.

Вся семья Кольцовой, которую в ансамбле часто называют музыкальной шкатулкой, служит музыкальному искусству. Её супруг Смирнов Леонид Константинович – главный дирижёр оркестра ансамбля «Берёзка», сын Филипп – композитор, а внук закончил музыкальную школу. Все они создают самую благоприятную атмосферу для творчества Кольцовой, которая ещё расширила сферу своей благотворной деятельностью.

В Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».

Первый конкурс вызвал большой интерес у поклонников этого вида танцев. И сегодня на конкурс приходит огромное количество заявок. Народный танец популярен в разных городах России. И везде он имеет свой собственный оттенок, водят юные россиянки свои хороводы.

Председателям жюри является сама Мира Кольцова. Она пристально всматривается в юных танцовщиц, стараясь найти будущих «берёзок». Ведь кто знает, на полянках какого края они сегодня расцветают. Но все они имеют надежду на успех. Добрую, окрыляющую Надежду, как светлое имя великой вдохновительницы их творчества.


В добрый путь… с Надеждой!

И отдавая дань великому наследию ансамбля «Берёзка» и его настоящему руководителю Мире Михайловне Кольцовой, Международный Союз Хореографов организовывает Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».
Ведь Мира Михайловна не просто сохраняет традиции, заложенные Н. С. Надеждиной, но и смотрит в будущее, внедряет в танец современные тенденции, объединяя тем самым в искусстве танца традиции и новаторство. И, безусловно, Надеждина может гордиться своей блистательной ученицей, которую в своё время она сама называла «миракль» (чудо).

Светлана Викторовна Сливинская



КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ

Во поле березка стояла…

Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени его создателя Надежды Сергеевной Надеждиной -
одна из священных живых легенд России.

Народная артистка СССР Надежда Сергеевна Надеждина (1904-1979) - выдающаяся танцовщица, хореограф, педагог, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Созданный ею уникальный стиль в искусстве танца, плавно скользящий хоровод - это зримая танцевальная мелодия России, новое направление в мировой истории танца, а сама Надеждина - истинное национальное достояние России.

Бросим же сегодня взгляд к истокам жизни великого хореографа и процессам ее формирования.














Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия – Бруштейн) родилась 21 мая (3 июля) 1904 года в Вильно (Вильнюсе) в интеллигентной семье. Мать Надеждиной –Александра Яковлевна Бруштейн - талантливая писательница, автор популярной трилогии «Дорога уходит в даль». Отец-Сергей Александрович Бруштейн - был прекрасным врачом, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР, одним из виднейших физиотерапевтов страны, дед - Яков Иехильевич Выгодский был также врачом и общественным деятелем, депутатом польского сейма. Он погиб в застенках вильнюсского гетто. Так что, перелистывая книгу Н.С. Надеждиной, мы встречаемся и с ее трагическими страницами.

В школе юная Надя прекрасно училась по всем предметам, очень много читала, интересовалась искусством, театром и танцами. Её способности были настолько прекрасными и интересными, а интересы такими разносторонними, что казалось, что она могла бы преуспеть в любой профессии: гуманитарного, художественного или технического профиля. Но призвание девочки уже давно давало о себе знать, и, ведомая огромным желанием постичь искусство танца, еще совсем юная Надя в 1918 г. поступает во Вторую государственную школу Петрограда, где она обучалась до 1924 года. Ей повезло - судьба воистину хранила и направляла ее.













Педагогами Нади стали А.Я Ваганова, Н.Г. Легат, в недавнем прошлом премьеры императорского Мариинского театра, владевшие всеми сокровищами танца. И восторженная Надежда, вдохновленная своей пробуждающейся гениальностью и страстной любовью к танцу, буквально круглосуточно овладевала его искусством. По вечерам девочка посещала Мариинский театр и каждый спектакль производил на нее неизгладимое впечатление. Танец крепко держал ее в своих объятиях, стимулируя к вдохновленной и упорной работе. И еще, будучи ученицей, Надежда не только овладевала техникой танца, но и стремилась постичь смысл каждого движения и его сочетания с другими. Ей удалось еще в школьные годы понять смысл каждой танцевальной фразы и глубокую одухотворенность танца, свойственную русской школе. Здесь было заложено ее будущее. И принципиальный взгляд великого педагога А.Я Вагановой уже угадывал ее будущую балетмейстерскую карьеру. Сразу после экзамена юная балерина была приглашена в Большой театр в Москву. Здесь хотелось бы отметить, что параллельно с балетной школой Надежда сдала экзамен в коммерческой школе г. Выборга. Это говорит также об организаторских и административных способностях Надеждиной, ставших полезными в ее будущей деятельности.
Она с восторгом окуналась в жизнь Большого театра, знакомилась с его волшебным балетным миром. Помимо актёрского самовыражения, это была ещё одна школа по изучению и освоению шедевров классического репертуара, составляющих первооснову танцевального искусства и являющихся достоянием мировой хореографии.

Артистка балета Надеждина имела огромный успех у публики и у своих коллег, с восторгом смотревших её выступления. Она очень любила балет «Лебединое озеро»,
в котором танцевала испанский, венгерский танцы и мазурку, прекрасно передавая колорит танца разных национальностей. В «Коньке –Горбунке» она исполняла славянский и украинский танцы, в «Дон Кихоте» -виртуозное огненное фанданго, а в «Баядерке» - танец с лилиями.












В это время был поставлен, пользовавшийся большим успехом, балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором ей была поручена экзотическая роль Малайки. И одним из любимейших танцев Надеждиной был блистательно исполняемый ею знаменитый панадерос в балете А. Глазунова «Раймонда». Конечно, Надеждина была не из тех танцовщиц, которые после исполнения своего номера уходили со спектакля. Она всегда оставалась за кулисами, наблюдая за всеми исполнителями, и знала наизусть все знаменитые спектакли. И эти знания являли её большую хореографическую культуру, так пригодившуюся ей в её будущей деятельности хореографа.
Она хорошо знала и высоко чтила все произведения великого Мариуса Петипа. И танцуя панадерос в его «Раймонде», безусловно, следила за скользящей на па-де-бурре знаменитой вариации Раймонды и, возможно, помнила о ней, создавая в будущем свой знаменитый хоровод с его плавной льющейся кантиленой.

Надеждину интересовали все формы танца и с 1931 года она выступила также на эстраде, а потом заведовала балетным отделением Московской эстрады и параллельно сочиняла свои собственные танцы. Призвание хореографа напоминало о себе, и она бралась за очень сложную работу. К примеру, работала балетмейстером в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в её хореографических миниатюрках тоже преобладала военная тематика. Она ставила танцы в агитбригадах и вместе с ними выезжала с концертами на фронт.

Одним из лучших концертных номеров был хореографический плакат «Фрицы». Храбрости и выносливости ей было не занимать. Жизнь диктовала свои условия, а она с готовностью принимала их, и в своём творчестве одерживала своеобразную победу над всеми трудностями.
Знаки Судьбы и произведения всегда являлись на её пути и определяли её творчество. Помимо большой культуры, способствовавшей глубине и виртуозности её творчества, Надеждина в области танца была настоящим большим учёным. Она ездила по деревням русского Севера, где в народе всегда хранились пластические перлы народного танца. Она была настоящим поисковиком и искала танцевальные драгоценности, как старатели ищут золотые жилы или каменных дел мастера - нужные им породы. Затем она обрабатывала найденный материал, который использовала в своих танцевальных шедеврах. Это была настоящая научно-исследовательская работа.

… Однажды Судьба дала ей в руки старинную литографию, на которой она увидела хоровод девушек, держащих в руках веточки берёзы. Эта внезапная встреча сразу же, как она считала, изменила всю её жизнь и подтолкнула к открытию, которое внутренне уже созрело в её творческом ощущении или, как отмечали критики тех лет, она поймала свою «синюю птицу».

Это было интуитивное, почти мистическое открытие Надеждиной лейтмотива своего творческого стиля, «плывущего шага». В истории танца это открытие можно сравнить с изобретением Марии Тальони танца на пуантах, что коренным образом изменило всю стилистику классического танца. И в сознании Надеждиной уже рождались образы нового танца…














Тут Судьба вновь подала свой знак. В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) требовался специалист для постановки танцев. И Надеждина с большой готовностью взялась за предложенную ей работу. На это нужно было особое мужество.
В течении нескольких лет она ездила из Москвы в Калинин, преодолевая все неудобства и усталость, как будто помня изречение Святого благородного князя Александра Невского, что «ЖИЗНЬ –ЭТО НЕ УВЕСЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГУЛКА, А РАТНЫЙ ПОДВИГ».
Для Надеждиной жизнь в творчестве всегда была ратным подвигом. И потом эта трудоемкая, но очень благодатная работа вознаграждена сторицей.

Именно в это время ею был создан знаменитый девичий хоровод, который впервые исполнили девушки-колхозницы, участницы художественной самодеятельности. Это было настоящее, дотоле невиданное чудо. А окрыленная успехом Надеждина стала мечтать о собственной профессиональной труппе, где она могла бы осуществить свои творческие замыслы, которых в её сознании накопилось так много за прожитые годы. И внутренне она была готова к их осуществлению.










Надеждина бесконечно любила рафинированные березовые аллеи Павловского парка и великой созидательнице танца наверняка чудилось, как эти стройные аллеи неслышно сдвинутся с места при закатном солнце и начнут рисовать танцевальные узоры. А в памяти её звучал старинный вальс «Березка» с его задушевными поэтическими словами: «И в песнях березку невестой зовём…». Девичий хоровод также неслышно стал переливаться турами вальса. А березки-невесты, слегка пританцовывая на ветру, протягивали косы. Так, постепенно рождались образы её танцев. Старинный вальс «Березка» в искусстве Надеждиной тоже обрёл свой зримый образ.

Большую моральную поддержку и помощь добрыми советами ей оказал её супруг Владимир Васильевич Лебедев - талантливый художник-график. Этот замечательный человек всегда поддерживал в их доме необыкновенно творческую атмосферу, способствующую творчеству любимой супруги. Владимир Васильевич в своё время был одним из основателей «Окон Роста», был сотрудником «Сатирикона». А в далёком 1924 году в Петрограде в издательстве «Госиздат» был создан детский отдел, находившийся на Невском проспекте в здании нынешнего Дома книги. А позже на базе этого отдела было создано издательство «Детгиз», в котором литературным редактором был С.Я. Маршак, а художественным - В.В. Лебедев. Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграли эти два мастера в области издания детской книги, и миллионы детей были воспитаны плодами их бесценного творчества. Надежда Сергеевна всегда живо интересовалась работой своего супруга. В этой благодатной семейной атмосфере рождались новые творческие идеи.

Березовые леса продолжали убегать вдаль…Звучали задушевные мелодии… «А за лесом, где закат дымится, расцвела певунья-кружевница…» и плелись диковинные танцевальные узоры, всё виртуознее и виртуознее становилось сценическое кружево танца. Перед глазами возникали узоры знаменитых северных вологодских кружев… Вот они - танцевальные новеллы «Узоры», «Прялица», «Северное сияние», изливающие свой несказанный свет, «Лебёдушка», «Сибирская сюита», живописная миниатюра «На осенней ярмарке», исполненная доброго юмора «Топотуха» и, конечно же, пластически виртуозные, изящные и вечные русские мотивы в новеллах «Тройка», «Карусель».

Привлек внимание Надеждиной и старинный русский фарфор со своими живописными миниатюрами. Она подолгу рассматривала рисунки на фарфоровых изделиях: от редкостных изысканных цветов до обычных бытовых сценок. На фарфоре ее всегда привлекали сценки народного быта, как на полотнах малых голландцев. И вот появляется её фарфоровый триптих - «Русский фарфор». Это был удивительный, многоликий танцующий фарфор. Явление совершенно уникальное.













Н.С. Надеждина создала более 40 произведений. Её слава гремела по всему миру, развивался и коллектив. Сначала он был чисто женским, потом она решила пригласить танцовщиков-мужчин, что расширило её творческие возможности и позволило создавать дуэтные танцы.

Но в жизни было много трудностей. Случилось так, что распался её брак с В.В. Лебедевым. Её второй муж - Георгий Анатольевич Орвид - музыкант, трубач, профессор Московской консерватории - был недолгое время также директором Большого театра. Пути господни воистину неисповедимы. Работа шла, у ансамбля был уже свой оркестр русских народных инструментов. Но и время шло тоже. Несмотря на энергию и выносливость, близилось 75-летие великой создательницы уникального искусства.

В течении своей творческой жизни Надежда Сергеевна всегда внимательно приглядывалась к людям. Ей нужно было пополнение труппы. Надеждина смотрела всюду, ведь никогда не знаешь, где найдешь тот творческий человеческий материал, который нужен именно ей, который можно было бы воспитать в специфике её танца. Она действительно смотрела повсюду, но всегда имела в виду хореографическое училище Большого театра. Она знала цену профессионализму, знанию танца, танцевальной культуре, без которой не обойтись…И вот однажды она заметила одну девушку «особенную», как будто созданную для её искусства.
















Это была Мира Михайловна Кольцова. У нее была внешность русской красавицы, о которой могли бы мечтать живописцы. Голубоглазая, с длинной косой пшеничного цвета, её движения были какими-то особенно пластичными, задушевными, необходимыми для искусства хорового танца. Девушка была очень музыкальной. В детские годы она пела в «пионерской» опере. Мира Михайловна Равичер, но как ей шла фамилия Кольцова! В её лике и движении как будто отсвечивали звуки стихов великого народного поэта Кольцова, певшего о цветущих лугах России с их высокой шелковой травой и белыми ромашками, этими изящными лесными «балеринками», которые под нежный перезвон колокольчиков и ландышей танцуют свой восхитительный танец-огромный кордебалет их ромашек в белых «пачках», которые им смастерила великая художница Природа. А бесконечные поля голубых незабудок напоминают лазоревые капли небесной росы и прекрасные глаза Миры Кольцовой. Надежда Сергеевна любила помечтать. И, возможно, эти картины природы отражались в ее воображении. Но ей предстояло убедить Миру пойти в её ансамбль. Ведь, что и говорить, любая девушка, тем более такая необыкновенная, мечтает после выпуска пойти в Большой театр и это вполне естественно. Но и Мире Кольцовой тоже видимо была предопределена Судьба, которую было важно встретить еще совсем в юном возрасте. И Мира пошла в ансамбль «Березка», где сразу стала ведущей солисткой и вскоре главной помощницей художественного руководителя. Молодая танцовщица быстро освоила сложные мотивы «надеждинского» танца. Им повезло обеим и Надеждиной, и Кольцовой - они нашли друг друга.

Надежда Сергеевна, более тридцати лет руководившая своим детищем, окончила свой земной путь 11 октября 1979 года. Она обрела свой покой на Новодевичьем кладбище в Москве с могилой матери, которая наверняка довольна выбором своей дочери и её блистательной карьерой.














Мире Михайловне Кольцовой предстояла многотрудная задача сохранить и продолжить дела своей наставницы, своей духовной матери. Сегодня Мира Михайловна Кольцова- народная артистка СССР, Украины и Республики Северная Осетия-Алания, прекрасный руководитель, педагог, профессор, воспитавшая целую плеяду замечательных танцовщиц. Сама Мира Михайловна говорит: «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину. Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы».

И Кольцова воистину является достойной преемницей и наследницей великой Надеждиной. Она бережно хранит её шедевры и развивает её традиции, создавая собственные замечательные произведения. Она тоже любит природу всех времён года. Богатством цветовых красок золотой осени светится её «Осенний хоровод». Певуньи-кружевницы плетут свои замысловатые пластические кружева в хороводе «Кружевницы». Буквально всеми цветами радуги расцвечивается хоровод «Радуга», нежный звон слышится в хороводе «Колокольцы», задумчиво и игриво взывает «Хохломская скамейка». Хореографическая картина «Петрушка» повествует о бессменном герое русского ярморочного искусства и к чувствам патриотизма взывает хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается».

Как всегда, ансамбль «Берёзка» гастролирует по всему миру и имеет восторженную прессу. Он – символ России и посланец мира. Ещё в 1959 году Совет сторонников мира присудил «Берёзке» золотую медаль, которую можно трактовать во всех смыслах, и которая и по сей день излучает свой драгоценный свет великого искусства.













Вся семья Кольцовой, которую в ансамбле часто называют музыкальной шкатулкой, служит музыкальному искусству. Её супруг Смирнов Леонид Константинович – главный дирижёр оркестра ансамбля «Берёзка», сын Филипп – композитор, а внук закончил музыкальную школу. Все они создают самую благоприятную атмосферу для творчества Кольцовой, которая ещё расширила сферу своей благотворной деятельностью. В Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».

Первый конкурс вызвал большой интерес у поклонников этого вида танцев. И сегодня на конкурс приходит огромное количество заявок. Народный танец популярен в разных городах России. И везде он имеет свой собственный оттенок, водят юные россиянки свои хороводы.

Председателям жюри является сама Мира Кольцова. Она пристально всматривается в юных танцовщиц, стараясь найти будущих «берёзок». Ведь кто знает, на полянках какого края они сегодня расцветают. Но все они имеют надежду на успех. Добрую, окрыляющую Надежду, как светлое имя великой вдохновительницы их творчества.


В добрый путь… с Надеждой!

И отдавая дань великому наследию ансамбля «Берёзка» и его настоящему руководителю Мире Михайловне Кольцовой, Международный Союз Хореографов организовывает Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».
Ведь Мира Михайловна не просто сохраняет традиции, заложенные Н. С. Надеждиной, но и смотрит в будущее, внедряет в танец современные тенденции, объединяя тем самым в искусстве танца традиции и новаторство. И, безусловно, Надеждина может гордиться своей блистательной ученицей, которую в своё время она сама называла «миракль» (чудо).

Светлана Викторовна Сливинская



ВО ПОЛЕ БЕРЕЗКА СТОЯЛА...
Во поле березка стояла…

Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени его создателя Надежды Сергеевной Надеждиной -
одна из священных живых легенд России.

Народная артистка СССР Надежда Сергеевна Надеждина (1904-1979) - выдающаяся танцовщица, хореограф, педагог, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Созданный ею уникальный стиль в искусстве танца, плавно скользящий хоровод - это зримая танцевальная мелодия России, новое направление в мировой истории танца, а сама Надеждина - истинное национальное достояние России.

Бросим же сегодня взгляд к истокам жизни великого хореографа и процессам ее формирования.

Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия – Бруштейн) родилась 21 мая (3 июля) 1904 года в Вильно (Вильнюсе) в интеллигентной семье. Мать Надеждиной –Александра Яковлевна Бруштейн - талантливая писательница, автор популярной трилогии «Дорога уходит в даль». Отец-Сергей Александрович Бруштейн - был прекрасным врачом, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР, одним из виднейших физиотерапевтов страны, дед - Яков Иехильевич Выгодский был также врачом и общественным деятелем, депутатом польского сейма. Он погиб в застенках вильнюсского гетто. Так что, перелистывая книгу Н.С. Надеждиной, мы встречаемся и с ее трагическими страницами.

В школе юная Надя прекрасно училась по всем предметам, очень много читала, интересовалась искусством, театром и танцами. Её способности были настолько прекрасными и интересными, а интересы такими разносторонними, что казалось, что она могла бы преуспеть в любой профессии: гуманитарного, художественного или технического профиля. Но призвание девочки уже давно давало о себе знать, и, ведомая огромным желанием постичь искусство танца, еще совсем юная Надя в 1918 г. поступает во Вторую государственную школу Петрограда, где она обучалась до 1924 года. Ей повезло - судьба воистину хранила и направляла ее.

Педагогами Нади стали А.Я Ваганова, Н.Г. Легат, в недавнем прошлом премьеры императорского Мариинского театра, владевшие всеми сокровищами танца. И восторженная Надежда, вдохновленная своей пробуждающейся гениальностью и страстной любовью к танцу, буквально круглосуточно овладевала его искусством. По вечерам девочка посещала Мариинский театр и каждый спектакль производил на нее неизгладимое впечатление. Танец крепко держал ее в своих объятиях, стимулируя к вдохновленной и упорной работе. И еще, будучи ученицей, Надежда не только овладевала техникой танца, но и стремилась постичь смысл каждого движения и его сочетания с другими. Ей удалось еще в школьные годы понять смысл каждой танцевальной фразы и глубокую одухотворенность танца, свойственную русской школе. Здесь было заложено ее будущее. И принципиальный взгляд великого педагога А.Я Вагановой уже угадывал ее будущую балетмейстерскую карьеру. Сразу после экзамена юная балерина была приглашена в Большой театр в Москву. Здесь хотелось бы отметить, что параллельно с балетной школой Надежда сдала экзамен в коммерческой школе г. Выборга. Это говорит также об организаторских и административных способностях Надеждиной, ставших полезными в ее будущей деятельности.
Она с восторгом окуналась в жизнь Большого театра, знакомилась с его волшебным балетным миром. Помимо актёрского самовыражения, это была ещё одна школа по изучению и освоению шедевров классического репертуара, составляющих первооснову танцевального искусства и являющихся достоянием мировой хореографии.

Артистка балета Надеждина имела огромный успех у публики и у своих коллег, с восторгом смотревших её выступления. Она очень любила балет «Лебединое озеро»,
в котором танцевала испанский, венгерский танцы и мазурку, прекрасно передавая колорит танца разных национальностей. В «Коньке –Горбунке» она исполняла славянский и украинский танцы, в «Дон Кихоте» -виртуозное огненное фанданго, а в «Баядерке» - танец с лилиями.

В это время был поставлен, пользовавшийся большим успехом, балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором ей была поручена экзотическая роль Малайки. И одним из любимейших танцев Надеждиной был блистательно исполняемый ею знаменитый панадерос в балете А. Глазунова «Раймонда». Конечно, Надеждина была не из тех танцовщиц, которые после исполнения своего номера уходили со спектакля. Она всегда оставалась за кулисами, наблюдая за всеми исполнителями, и знала наизусть все знаменитые спектакли. И эти знания являли её большую хореографическую культуру, так пригодившуюся ей в её будущей деятельности хореографа.
Она хорошо знала и высоко чтила все произведения великого Мариуса Петипа. И танцуя панадерос в его «Раймонде», безусловно, следила за скользящей на па-де-бурре знаменитой вариации Раймонды и, возможно, помнила о ней, создавая в будущем свой знаменитый хоровод с его плавной льющейся кантиленой.

Надеждину интересовали все формы танца и с 1931 года она выступила также на эстраде, а потом заведовала балетным отделением Московской эстрады и параллельно сочиняла свои собственные танцы. Призвание хореографа напоминало о себе, и она бралась за очень сложную работу. К примеру, работала балетмейстером в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в её хореографических миниатюрках тоже преобладала военная тематика. Она ставила танцы в агитбригадах и вместе с ними выезжала с концертами на фронт.

Одним из лучших концертных номеров был хореографический плакат «Фрицы». Храбрости и выносливости ей было не занимать. Жизнь диктовала свои условия, а она с готовностью принимала их, и в своём творчестве одерживала своеобразную победу над всеми трудностями.
8-800-2000-019
звонок бесплатный

Санкт-Петербург,
Набережная канала Грибоедова, 99

info@horeograf.spb.ru
Знаки Судьбы и произведения всегда являлись на её пути и определяли её творчество. Помимо большой культуры, способствовавшей глубине и виртуозности её творчества, Надеждина в области танца была настоящим большим учёным. Она ездила по деревням русского Севера, где в народе всегда хранились пластические перлы народного танца. Она была настоящим поисковиком и искала танцевальные драгоценности, как старатели ищут золотые жилы или каменных дел мастера - нужные им породы. Затем она обрабатывала найденный материал, который использовала в своих танцевальных шедеврах. Это была настоящая научно-исследовательская работа.

… Однажды Судьба дала ей в руки старинную литографию, на которой она увидела хоровод девушек, держащих в руках веточки берёзы. Эта внезапная встреча сразу же, как она считала, изменила всю её жизнь и подтолкнула к открытию, которое внутренне уже созрело в её творческом ощущении или, как отмечали критики тех лет, она поймала свою «синюю птицу».

Это было интуитивное, почти мистическое открытие Надеждиной лейтмотива своего творческого стиля, «плывущего шага». В истории танца это открытие можно сравнить с изобретением Марии Тальони танца на пуантах, что коренным образом изменило всю стилистику классического танца. И в сознании Надеждиной уже рождались образы нового танца…

Тут Судьба вновь подала свой знак. В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) требовался специалист для постановки танцев. И Надеждина с большой готовностью взялась за предложенную ей работу. На это нужно было особое мужество.
В течении нескольких лет она ездила из Москвы в Калинин, преодолевая все неудобства и усталость, как будто помня изречение Святого благородного князя Александра Невского, что «ЖИЗНЬ –ЭТО НЕ УВЕСЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГУЛКА, А РАТНЫЙ ПОДВИГ».
Для Надеждиной жизнь в творчестве всегда была ратным подвигом. И потом эта трудоемкая, но очень благодатная работа вознаграждена сторицей.

Именно в это время ею был создан знаменитый девичий хоровод, который впервые исполнили девушки-колхозницы, участницы художественной самодеятельности. Это было настоящее, дотоле невиданное чудо. А окрыленная успехом Надеждина стала мечтать о собственной профессиональной труппе, где она могла бы осуществить свои творческие замыслы, которых в её сознании накопилось так много за прожитые годы. И внутренне она была готова к их осуществлению.

Надеждина бесконечно любила рафинированные березовые аллеи Павловского парка и великой созидательнице танца наверняка чудилось, как эти стройные аллеи неслышно сдвинутся с места при закатном солнце и начнут рисовать танцевальные узоры. А в памяти её звучал старинный вальс «Березка» с его задушевными поэтическими словами: «И в песнях березку невестой зовём…». Девичий хоровод также неслышно стал переливаться турами вальса. А березки-невесты, слегка пританцовывая на ветру, протягивали косы. Так, постепенно рождались образы её танцев. Старинный вальс «Березка» в искусстве Надеждиной тоже обрёл свой зримый образ.

Большую моральную поддержку и помощь добрыми советами ей оказал её супруг Владимир Васильевич Лебедев - талантливый художник-график. Этот замечательный человек всегда поддерживал в их доме необыкновенно творческую атмосферу, способствующую творчеству любимой супруги. Владимир Васильевич в своё время был одним из основателей «Окон Роста», был сотрудником «Сатирикона». А в далёком 1924 году в Петрограде в издательстве «Госиздат» был создан детский отдел, находившийся на Невском проспекте в здании нынешнего Дома книги. А позже на базе этого отдела было создано издательство «Детгиз», в котором литературным редактором был С.Я. Маршак, а художественным - В.В. Лебедев. Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграли эти два мастера в области издания детской книги, и миллионы детей были воспитаны плодами их бесценного творчества. Надежда Сергеевна всегда живо интересовалась работой своего супруга. В этой благодатной семейной атмосфере рождались новые творческие идеи.

Березовые леса продолжали убегать вдаль…Звучали задушевные мелодии… «А за лесом, где закат дымится, расцвела певунья-кружевница…» и плелись диковинные танцевальные узоры, всё виртуознее и виртуознее становилось сценическое кружево танца. Перед глазами возникали узоры знаменитых северных вологодских кружев… Вот они - танцевальные новеллы «Узоры», «Прялица», «Северное сияние», изливающие свой несказанный свет, «Лебёдушка», «Сибирская сюита», живописная миниатюра «На осенней ярмарке», исполненная доброго юмора «Топотуха» и, конечно же, пластически виртуозные, изящные и вечные русские мотивы в новеллах «Тройка», «Карусель».

Привлек внимание Надеждиной и старинный русский фарфор со своими живописными миниатюрами. Она подолгу рассматривала рисунки на фарфоровых изделиях: от редкостных изысканных цветов до обычных бытовых сценок. На фарфоре ее всегда привлекали сценки народного быта, как на полотнах малых голландцев. И вот появляется её фарфоровый триптих - «Русский фарфор». Это был удивительный, многоликий танцующий фарфор. Явление совершенно уникальное.

Н.С. Надеждина создала более 40 произведений. Её слава гремела по всему миру, развивался и коллектив. Сначала он был чисто женским, потом она решила пригласить танцовщиков-мужчин, что расширило её творческие возможности и позволило создавать дуэтные танцы.

Но в жизни было много трудностей. Случилось так, что распался её брак с В.В. Лебедевым. Её второй муж - Георгий Анатольевич Орвид - музыкант, трубач, профессор Московской консерватории - был недолгое время также директором Большого театра. Пути господни воистину неисповедимы. Работа шла, у ансамбля был уже свой оркестр русских народных инструментов. Но и время шло тоже. Несмотря на энергию и выносливость, близилось 75-летие великой создательницы уникального искусства.

В течении своей творческой жизни Надежда Сергеевна всегда внимательно приглядывалась к людям. Ей нужно было пополнение труппы. Надеждина смотрела всюду, ведь никогда не знаешь, где найдешь тот творческий человеческий материал, который нужен именно ей, который можно было бы воспитать в специфике её танца. Она действительно смотрела повсюду, но всегда имела в виду хореографическое училище Большого театра. Она знала цену профессионализму, знанию танца, танцевальной культуре, без которой не обойтись…И вот однажды она заметила одну девушку «особенную», как будто созданную для её искусства.

Это была Мира Михайловна Кольцова. У нее была внешность русской красавицы, о которой могли бы мечтать живописцы. Голубоглазая, с длинной косой пшеничного цвета, её движения были какими-то особенно пластичными, задушевными, необходимыми для искусства хорового танца. Девушка была очень музыкальной. В детские годы она пела в «пионерской» опере. Мира Михайловна Равичер, но как ей шла фамилия Кольцова!

В её лике и движении как будто отсвечивали звуки стихов великого народного поэта Кольцова, певшего о цветущих лугах России с их высокой шелковой травой и белыми ромашками, этими изящными лесными «балеринками», которые под нежный перезвон колокольчиков и ландышей танцуют свой восхитительный танец-огромный кордебалет их ромашек в белых «пачках», которые им смастерила великая художница Природа. А бесконечные поля голубых незабудок напоминают лазоревые капли небесной росы и прекрасные глаза Миры Кольцовой. Надежда Сергеевна любила помечтать. И, возможно, эти картины природы отражались в ее воображении. Но ей предстояло убедить Миру пойти в её ансамбль. Ведь, что и говорить, любая девушка, тем более такая необыкновенная, мечтает после выпуска пойти в Большой театр и это вполне естественно. Но и Мире Кольцовой тоже видимо была предопределена Судьба, которую было важно встретить еще совсем в юном возрасте. И Мира пошла в ансамбль «Березка», где сразу стала ведущей солисткой и вскоре главной помощницей художественного руководителя. Молодая танцовщица быстро освоила сложные мотивы «надеждинского» танца. Им повезло обеим и Надеждиной, и Кольцовой - они нашли друг друга.

Надежда Сергеевна, более тридцати лет руководившая своим детищем, окончила свой земной путь 11 октября 1979 года. Она обрела свой покой на Новодевичьем кладбище в Москве с могилой матери, которая наверняка довольна выбором своей дочери и её блистательной карьерой.

Мире Михайловне Кольцовой предстояла многотрудная задача сохранить и продолжить дела своей наставницы, своей духовной матери. Сегодня Мира Михайловна Кольцова- народная артистка СССР, Украины и Республики Северная Осетия-Алания, прекрасный руководитель, педагог, профессор, воспитавшая целую плеяду замечательных танцовщиц. Сама Мира Михайловна говорит: «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину. Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы».

И Кольцова воистину является достойной преемницей и наследницей великой Надеждиной. Она бережно хранит её шедевры и развивает её традиции, создавая собственные замечательные произведения. Она тоже любит природу всех времён года. Богатством цветовых красок золотой осени светится её «Осенний хоровод». Певуньи-кружевницы плетут свои замысловатые пластические кружева в хороводе «Кружевницы». Буквально всеми цветами радуги расцвечивается хоровод «Радуга», нежный звон слышится в хороводе «Колокольцы», задумчиво и игриво взывает «Хохломская скамейка». Хореографическая картина «Петрушка» повествует о бессменном герое русского ярморочного искусства и к чувствам патриотизма взывает хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается».

Как всегда, ансамбль «Берёзка» гастролирует по всему миру и имеет восторженную прессу. Он – символ России и посланец мира. Ещё в 1959 году Совет сторонников мира присудил «Берёзке» золотую медаль, которую можно трактовать во всех смыслах, и которая и по сей день излучает свой драгоценный свет великого искусства.

Вся семья Кольцовой, которую в ансамбле часто называют музыкальной шкатулкой, служит музыкальному искусству. Её супруг Смирнов Леонид Константинович – главный дирижёр оркестра ансамбля «Берёзка», сын Филипп – композитор, а внук закончил музыкальную школу. Все они создают самую благоприятную атмосферу для творчества Кольцовой, которая ещё расширила сферу своей благотворной деятельностью.

В Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».

Первый конкурс вызвал большой интерес у поклонников этого вида танцев. И сегодня на конкурс приходит огромное количество заявок. Народный танец популярен в разных городах России. И везде он имеет свой собственный оттенок, водят юные россиянки свои хороводы.

Председателям жюри является сама Мира Кольцова. Она пристально всматривается в юных танцовщиц, стараясь найти будущих «берёзок». Ведь кто знает, на полянках какого края они сегодня расцветают. Но все они имеют надежду на успех. Добрую, окрыляющую Надежду, как светлое имя великой вдохновительницы их творчества.


В добрый путь… с Надеждой!

И отдавая дань великому наследию ансамбля «Берёзка» и его настоящему руководителю Мире Михайловне Кольцовой, Международный Союз Хореографов организовывает Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».
Ведь Мира Михайловна не просто сохраняет традиции, заложенные Н. С. Надеждиной, но и смотрит в будущее, внедряет в танец современные тенденции, объединяя тем самым в искусстве танца традиции и новаторство. И, безусловно, Надеждина может гордиться своей блистательной ученицей, которую в своё время она сама называла «миракль» (чудо).

Светлана Викторовна Сливинская



КЛИЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ

Во поле березка стояла…

Всемирно известный Государственный академический хореографический ансамбль «Березка» имени его создателя Надежды Сергеевной Надеждиной -
одна из священных живых легенд России.

Народная артистка СССР Надежда Сергеевна Надеждина (1904-1979) - выдающаяся танцовщица, хореограф, педагог, лауреат Государственной премии Российской Федерации, Герой Социалистического Труда. Созданный ею уникальный стиль в искусстве танца, плавно скользящий хоровод - это зримая танцевальная мелодия России, новое направление в мировой истории танца, а сама Надеждина - истинное национальное достояние России.

Бросим же сегодня взгляд к истокам жизни великого хореографа и процессам ее формирования.














Надежда Сергеевна Надеждина (настоящая фамилия – Бруштейн) родилась 21 мая (3 июля) 1904 года в Вильно (Вильнюсе) в интеллигентной семье. Мать Надеждиной –Александра Яковлевна Бруштейн - талантливая писательница, автор популярной трилогии «Дорога уходит в даль». Отец-Сергей Александрович Бруштейн - был прекрасным врачом, профессором, заслуженным деятелем науки РСФСР, одним из виднейших физиотерапевтов страны, дед - Яков Иехильевич Выгодский был также врачом и общественным деятелем, депутатом польского сейма. Он погиб в застенках вильнюсского гетто. Так что, перелистывая книгу Н.С. Надеждиной, мы встречаемся и с ее трагическими страницами.

В школе юная Надя прекрасно училась по всем предметам, очень много читала, интересовалась искусством, театром и танцами. Её способности были настолько прекрасными и интересными, а интересы такими разносторонними, что казалось, что она могла бы преуспеть в любой профессии: гуманитарного, художественного или технического профиля. Но призвание девочки уже давно давало о себе знать, и, ведомая огромным желанием постичь искусство танца, еще совсем юная Надя в 1918 г. поступает во Вторую государственную школу Петрограда, где она обучалась до 1924 года. Ей повезло - судьба воистину хранила и направляла ее.













Педагогами Нади стали А.Я Ваганова, Н.Г. Легат, в недавнем прошлом премьеры императорского Мариинского театра, владевшие всеми сокровищами танца. И восторженная Надежда, вдохновленная своей пробуждающейся гениальностью и страстной любовью к танцу, буквально круглосуточно овладевала его искусством. По вечерам девочка посещала Мариинский театр и каждый спектакль производил на нее неизгладимое впечатление. Танец крепко держал ее в своих объятиях, стимулируя к вдохновленной и упорной работе. И еще, будучи ученицей, Надежда не только овладевала техникой танца, но и стремилась постичь смысл каждого движения и его сочетания с другими. Ей удалось еще в школьные годы понять смысл каждой танцевальной фразы и глубокую одухотворенность танца, свойственную русской школе. Здесь было заложено ее будущее. И принципиальный взгляд великого педагога А.Я Вагановой уже угадывал ее будущую балетмейстерскую карьеру. Сразу после экзамена юная балерина была приглашена в Большой театр в Москву. Здесь хотелось бы отметить, что параллельно с балетной школой Надежда сдала экзамен в коммерческой школе г. Выборга. Это говорит также об организаторских и административных способностях Надеждиной, ставших полезными в ее будущей деятельности.
Она с восторгом окуналась в жизнь Большого театра, знакомилась с его волшебным балетным миром. Помимо актёрского самовыражения, это была ещё одна школа по изучению и освоению шедевров классического репертуара, составляющих первооснову танцевального искусства и являющихся достоянием мировой хореографии.

Артистка балета Надеждина имела огромный успех у публики и у своих коллег, с восторгом смотревших её выступления. Она очень любила балет «Лебединое озеро»,
в котором танцевала испанский, венгерский танцы и мазурку, прекрасно передавая колорит танца разных национальностей. В «Коньке –Горбунке» она исполняла славянский и украинский танцы, в «Дон Кихоте» -виртуозное огненное фанданго, а в «Баядерке» - танец с лилиями.












В это время был поставлен, пользовавшийся большим успехом, балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором ей была поручена экзотическая роль Малайки. И одним из любимейших танцев Надеждиной был блистательно исполняемый ею знаменитый панадерос в балете А. Глазунова «Раймонда». Конечно, Надеждина была не из тех танцовщиц, которые после исполнения своего номера уходили со спектакля. Она всегда оставалась за кулисами, наблюдая за всеми исполнителями, и знала наизусть все знаменитые спектакли. И эти знания являли её большую хореографическую культуру, так пригодившуюся ей в её будущей деятельности хореографа.
Она хорошо знала и высоко чтила все произведения великого Мариуса Петипа. И танцуя панадерос в его «Раймонде», безусловно, следила за скользящей на па-де-бурре знаменитой вариации Раймонды и, возможно, помнила о ней, создавая в будущем свой знаменитый хоровод с его плавной льющейся кантиленой.

Надеждину интересовали все формы танца и с 1931 года она выступила также на эстраде, а потом заведовала балетным отделением Московской эстрады и параллельно сочиняла свои собственные танцы. Призвание хореографа напоминало о себе, и она бралась за очень сложную работу. К примеру, работала балетмейстером в ансамблях Сибирского военного округа и Карельского фронта. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в её хореографических миниатюрках тоже преобладала военная тематика. Она ставила танцы в агитбригадах и вместе с ними выезжала с концертами на фронт.

Одним из лучших концертных номеров был хореографический плакат «Фрицы». Храбрости и выносливости ей было не занимать. Жизнь диктовала свои условия, а она с готовностью принимала их, и в своём творчестве одерживала своеобразную победу над всеми трудностями.
Знаки Судьбы и произведения всегда являлись на её пути и определяли её творчество. Помимо большой культуры, способствовавшей глубине и виртуозности её творчества, Надеждина в области танца была настоящим большим учёным. Она ездила по деревням русского Севера, где в народе всегда хранились пластические перлы народного танца. Она была настоящим поисковиком и искала танцевальные драгоценности, как старатели ищут золотые жилы или каменных дел мастера - нужные им породы. Затем она обрабатывала найденный материал, который использовала в своих танцевальных шедеврах. Это была настоящая научно-исследовательская работа.

… Однажды Судьба дала ей в руки старинную литографию, на которой она увидела хоровод девушек, держащих в руках веточки берёзы. Эта внезапная встреча сразу же, как она считала, изменила всю её жизнь и подтолкнула к открытию, которое внутренне уже созрело в её творческом ощущении или, как отмечали критики тех лет, она поймала свою «синюю птицу».

Это было интуитивное, почти мистическое открытие Надеждиной лейтмотива своего творческого стиля, «плывущего шага». В истории танца это открытие можно сравнить с изобретением Марии Тальони танца на пуантах, что коренным образом изменило всю стилистику классического танца. И в сознании Надеждиной уже рождались образы нового танца…














Тут Судьба вновь подала свой знак. В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) требовался специалист для постановки танцев. И Надеждина с большой готовностью взялась за предложенную ей работу. На это нужно было особое мужество.
В течении нескольких лет она ездила из Москвы в Калинин, преодолевая все неудобства и усталость, как будто помня изречение Святого благородного князя Александра Невского, что «ЖИЗНЬ –ЭТО НЕ УВЕСЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОГУЛКА, А РАТНЫЙ ПОДВИГ».
Для Надеждиной жизнь в творчестве всегда была ратным подвигом. И потом эта трудоемкая, но очень благодатная работа вознаграждена сторицей.

Именно в это время ею был создан знаменитый девичий хоровод, который впервые исполнили девушки-колхозницы, участницы художественной самодеятельности. Это было настоящее, дотоле невиданное чудо. А окрыленная успехом Надеждина стала мечтать о собственной профессиональной труппе, где она могла бы осуществить свои творческие замыслы, которых в её сознании накопилось так много за прожитые годы. И внутренне она была готова к их осуществлению.










Надеждина бесконечно любила рафинированные березовые аллеи Павловского парка и великой созидательнице танца наверняка чудилось, как эти стройные аллеи неслышно сдвинутся с места при закатном солнце и начнут рисовать танцевальные узоры. А в памяти её звучал старинный вальс «Березка» с его задушевными поэтическими словами: «И в песнях березку невестой зовём…». Девичий хоровод также неслышно стал переливаться турами вальса. А березки-невесты, слегка пританцовывая на ветру, протягивали косы. Так, постепенно рождались образы её танцев. Старинный вальс «Березка» в искусстве Надеждиной тоже обрёл свой зримый образ.

Большую моральную поддержку и помощь добрыми советами ей оказал её супруг Владимир Васильевич Лебедев - талантливый художник-график. Этот замечательный человек всегда поддерживал в их доме необыкновенно творческую атмосферу, способствующую творчеству любимой супруги. Владимир Васильевич в своё время был одним из основателей «Окон Роста», был сотрудником «Сатирикона». А в далёком 1924 году в Петрограде в издательстве «Госиздат» был создан детский отдел, находившийся на Невском проспекте в здании нынешнего Дома книги. А позже на базе этого отдела было создано издательство «Детгиз», в котором литературным редактором был С.Я. Маршак, а художественным - В.В. Лебедев. Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграли эти два мастера в области издания детской книги, и миллионы детей были воспитаны плодами их бесценного творчества. Надежда Сергеевна всегда живо интересовалась работой своего супруга. В этой благодатной семейной атмосфере рождались новые творческие идеи.

Березовые леса продолжали убегать вдаль…Звучали задушевные мелодии… «А за лесом, где закат дымится, расцвела певунья-кружевница…» и плелись диковинные танцевальные узоры, всё виртуознее и виртуознее становилось сценическое кружево танца. Перед глазами возникали узоры знаменитых северных вологодских кружев… Вот они - танцевальные новеллы «Узоры», «Прялица», «Северное сияние», изливающие свой несказанный свет, «Лебёдушка», «Сибирская сюита», живописная миниатюра «На осенней ярмарке», исполненная доброго юмора «Топотуха» и, конечно же, пластически виртуозные, изящные и вечные русские мотивы в новеллах «Тройка», «Карусель».

Привлек внимание Надеждиной и старинный русский фарфор со своими живописными миниатюрами. Она подолгу рассматривала рисунки на фарфоровых изделиях: от редкостных изысканных цветов до обычных бытовых сценок. На фарфоре ее всегда привлекали сценки народного быта, как на полотнах малых голландцев. И вот появляется её фарфоровый триптих - «Русский фарфор». Это был удивительный, многоликий танцующий фарфор. Явление совершенно уникальное.













Н.С. Надеждина создала более 40 произведений. Её слава гремела по всему миру, развивался и коллектив. Сначала он был чисто женским, потом она решила пригласить танцовщиков-мужчин, что расширило её творческие возможности и позволило создавать дуэтные танцы.

Но в жизни было много трудностей. Случилось так, что распался её брак с В.В. Лебедевым. Её второй муж - Георгий Анатольевич Орвид - музыкант, трубач, профессор Московской консерватории - был недолгое время также директором Большого театра. Пути господни воистину неисповедимы. Работа шла, у ансамбля был уже свой оркестр русских народных инструментов. Но и время шло тоже. Несмотря на энергию и выносливость, близилось 75-летие великой создательницы уникального искусства.

В течении своей творческой жизни Надежда Сергеевна всегда внимательно приглядывалась к людям. Ей нужно было пополнение труппы. Надеждина смотрела всюду, ведь никогда не знаешь, где найдешь тот творческий человеческий материал, который нужен именно ей, который можно было бы воспитать в специфике её танца. Она действительно смотрела повсюду, но всегда имела в виду хореографическое училище Большого театра. Она знала цену профессионализму, знанию танца, танцевальной культуре, без которой не обойтись…И вот однажды она заметила одну девушку «особенную», как будто созданную для её искусства.
















Это была Мира Михайловна Кольцова. У нее была внешность русской красавицы, о которой могли бы мечтать живописцы. Голубоглазая, с длинной косой пшеничного цвета, её движения были какими-то особенно пластичными, задушевными, необходимыми для искусства хорового танца. Девушка была очень музыкальной. В детские годы она пела в «пионерской» опере. Мира Михайловна Равичер, но как ей шла фамилия Кольцова! В её лике и движении как будто отсвечивали звуки стихов великого народного поэта Кольцова, певшего о цветущих лугах России с их высокой шелковой травой и белыми ромашками, этими изящными лесными «балеринками», которые под нежный перезвон колокольчиков и ландышей танцуют свой восхитительный танец-огромный кордебалет их ромашек в белых «пачках», которые им смастерила великая художница Природа. А бесконечные поля голубых незабудок напоминают лазоревые капли небесной росы и прекрасные глаза Миры Кольцовой. Надежда Сергеевна любила помечтать. И, возможно, эти картины природы отражались в ее воображении. Но ей предстояло убедить Миру пойти в её ансамбль. Ведь, что и говорить, любая девушка, тем более такая необыкновенная, мечтает после выпуска пойти в Большой театр и это вполне естественно. Но и Мире Кольцовой тоже видимо была предопределена Судьба, которую было важно встретить еще совсем в юном возрасте. И Мира пошла в ансамбль «Березка», где сразу стала ведущей солисткой и вскоре главной помощницей художественного руководителя. Молодая танцовщица быстро освоила сложные мотивы «надеждинского» танца. Им повезло обеим и Надеждиной, и Кольцовой - они нашли друг друга.

Надежда Сергеевна, более тридцати лет руководившая своим детищем, окончила свой земной путь 11 октября 1979 года. Она обрела свой покой на Новодевичьем кладбище в Москве с могилой матери, которая наверняка довольна выбором своей дочери и её блистательной карьерой.














Мире Михайловне Кольцовой предстояла многотрудная задача сохранить и продолжить дела своей наставницы, своей духовной матери. Сегодня Мира Михайловна Кольцова- народная артистка СССР, Украины и Республики Северная Осетия-Алания, прекрасный руководитель, педагог, профессор, воспитавшая целую плеяду замечательных танцовщиц. Сама Мира Михайловна говорит: «Мы всегда помним нашу создательницу Надежду Сергеевну Надеждину. Она сотворила уникальный ансамбль и совершенно новый жанр – танцевальную новеллу. Дала жизнь нескольким поколениям исполнителей и оставила бесценное наследие – гениальные композиции и танцы».

И Кольцова воистину является достойной преемницей и наследницей великой Надеждиной. Она бережно хранит её шедевры и развивает её традиции, создавая собственные замечательные произведения. Она тоже любит природу всех времён года. Богатством цветовых красок золотой осени светится её «Осенний хоровод». Певуньи-кружевницы плетут свои замысловатые пластические кружева в хороводе «Кружевницы». Буквально всеми цветами радуги расцвечивается хоровод «Радуга», нежный звон слышится в хороводе «Колокольцы», задумчиво и игриво взывает «Хохломская скамейка». Хореографическая картина «Петрушка» повествует о бессменном герое русского ярморочного искусства и к чувствам патриотизма взывает хореографическая сюита «Защитникам Отечества посвящается».

Как всегда, ансамбль «Берёзка» гастролирует по всему миру и имеет восторженную прессу. Он – символ России и посланец мира. Ещё в 1959 году Совет сторонников мира присудил «Берёзке» золотую медаль, которую можно трактовать во всех смыслах, и которая и по сей день излучает свой драгоценный свет великого искусства.













Вся семья Кольцовой, которую в ансамбле часто называют музыкальной шкатулкой, служит музыкальному искусству. Её супруг Смирнов Леонид Константинович – главный дирижёр оркестра ансамбля «Берёзка», сын Филипп – композитор, а внук закончил музыкальную школу. Все они создают самую благоприятную атмосферу для творчества Кольцовой, которая ещё расширила сферу своей благотворной деятельностью. В Москве ежегодно проходит Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».

Первый конкурс вызвал большой интерес у поклонников этого вида танцев. И сегодня на конкурс приходит огромное количество заявок. Народный танец популярен в разных городах России. И везде он имеет свой собственный оттенок, водят юные россиянки свои хороводы.

Председателям жюри является сама Мира Кольцова. Она пристально всматривается в юных танцовщиц, стараясь найти будущих «берёзок». Ведь кто знает, на полянках какого края они сегодня расцветают. Но все они имеют надежду на успех. Добрую, окрыляющую Надежду, как светлое имя великой вдохновительницы их творчества.


В добрый путь… с Надеждой!

И отдавая дань великому наследию ансамбля «Берёзка» и его настоящему руководителю Мире Михайловне Кольцовой, Международный Союз Хореографов организовывает Всероссийский конкурс по народному танцу «Русский хоровод».
Ведь Мира Михайловна не просто сохраняет традиции, заложенные Н. С. Надеждиной, но и смотрит в будущее, внедряет в танец современные тенденции, объединяя тем самым в искусстве танца традиции и новаторство. И, безусловно, Надеждина может гордиться своей блистательной ученицей, которую в своё время она сама называла «миракль» (чудо).

Светлана Викторовна Сливинская